Совет ветеранов охраны природы и лесного хозяйства обратился к премьер-министру Жапарову

Совет ветеранов охраны природы и лесного хозяйства обратился к премьер-министру Жапарову

Совет ветеранов охраны природы и лесного хозяйства обратился к премьер-министру Жапарову с просьбой вновь создать Госкомитет по охране природы и лесного хозяйства КР. 

Публикуем обращение ветеранов в полном объеме:  

"Конференция ООН по проблемам окружающей среды 1972 года (Стокгольмская конференция) стала первым международным форумом, на котором было заявлено о включении в программу  действий на правительственном уровне мер для решения актуальных экологических проблем и вопросов охраны окружающей среды.

По итогам работы конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления  действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Однако, в 70 ые годы и первая половина 80х годов народное хозяйство СССР не была готова к решению экологических проблем. Требовалась определенная подготовка и только в 1988 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР отметили о принятии решительных мер экологического, правого и воспитательного характера, в целях обеспечения охраны и рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, необходима коренная перестройка всего дела охраны природы в стране. Также признавались, что в природоохранной деятельности министерств и ведомств, советских и хозяйственных органов имеют место серьезные недостатки. Не обеспечивается комплексный подход к решению вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Развитие производительных сил в различных регионах осуществляется без должного учета экологических последствий и проведения единой природоохранной политики.

Государственные органы, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, дублируют деятельность друг - друга, ведут работу крайне неэффективно. В определении главных задач в области охраны природы и использования природных ресурсов допускались грубые просчеты и ошибки, что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.

Директивные органы страны подчеркивали, что вопросы охраны природы имеют большую общественную значимость, здесь недопустимы политическая и организационная вялость, без инициативность органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений. Борьба за экологическую безопасность на земле должна рассматривается как одна из самых ответственных и благородных задач.

Постановлением ЦК Компартии Киргизии и Совета Министров Киргизкой ССР от 29 марта 1988 года «О задачах по выполнению постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года» о коренной перестройке дела охраны природы в стране было образовано единое специализированное природоохранное ведомство – Государственный комитет по охране природы Киргизкой ССР.

Были утверждены схема управления, структура и положение о Госкомприроды Киргизкой ССР. Основными структурными подразделениями стали: главное государственное контрольно-инспекционное управление и центр особоохраняемых природных территорий, государственная экологическая экспертиза, экономика природопользования, нормативно-правовая служба, центральная лаборатория аналитического контроля, экологический научно-исследовательский информационный центр, создан республиканский и местные фонды охраны природы и другие необходимые структурные подразделения. Госкомприроды Киргизской ССР стал мощным надведомственным и бюджетообразующим органом по охране природы и рационального использования природных ресурсов.

За короткие сроки были подготовлены и утверждены основной закон об охране природы, новые и пересмотренысуществующие Законы,утверждена концепция экологической безопасности и многие другие нормативно-правовые законодательные акты,в высших учебных заведениях началось подготовка экологических кадров. Разработанные методики стоимости природных ресурсов, определения нанесенного ущерба природе, нормативных плат за пользования природными ресурсами и загрязнения природной среды были взяты за основу в целом по стране и других союзных республик бывшего СССР.

После развала Советского Союза в 1991 году Кыргызстан стал самостоятельно формировать и проводить государственную политику в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Госкомитет охраны природа Кыргызской Республики свою природоохранную деятельность осуществляла в соответствии с Законами, нормативно-правовыми актами и своим Положением.ГоскомприродаКыргызской Республики пользовалась уважением и большим авторитетом среди населения, государственных международных институтах,о чем всегда говорил публично первым неудавшийся президент Кыргызстана А.Акаев.Госкомприрода КР в своей практической деятельности всегда проявляла принципиальность.

Первые конфликты Госкомприроды КР и высших органов власти стали проявляться в середине 90 годов. В руководство комитетом стали назначаться некомпетентные и далекие от экологии руководители. Здесь нужно отметить, что в то время власть стала искать пути по ослаблению прав Госкомприроды и в 1996 году комитет был преобразован в обычное рядовое министерство охраны окружающей среды и потерял статус надведомственности.

Далее в 2002 году принимается абсурдное решение, которым Министерство охраны окружающей среды объединяется с Министерством по чрезвычайным ситуациям, которая по своему положению была далека в вопросах связанных экологией. Так, Кыргызская Республика потеряла природоохранный орган, осуществлявший единую экологическую политику. Такого положения как в Кыргызстане в мировой практике еще не было.

В 2005 году под нажимом общественности республики, ветеранов охраны природы и международных институтов было образовано Государственное агентвтво по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики, на которое было возложено проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, сохранения биоразнообразия, лесного и охотничьего хозяйства и обеспечения экологической безопасности государства. Однако,  в настоящее время Государственное агентство не обеспечивает должную деятельность, так как основные его функции: государственный когнтроль, частично государственная экологическая экспертиза и республиканский фонд переданы другим ведомствам.  Получился парадокс, существует какой-то усеченный орган без основных функций. Такого примера по нашему нет практически ни в одной стране, не только в постсоветском пространстве, но и в мире.

Такое положение в последние десятилетия серьезно отразились на экологичесокй ситуации  в Кыргызстане. Главное национальное достояние республики: земля, вода, атмосферный воздух, растительный и животный мир в опасности.

Нарушения экологических и агрономических требований многие сельхозугодья( 65%) подвержены эрозии, в том числе пахотные земли ( 80%). Прогрессируютзасоление, заболачивание,опустынивание высокоплодородных земель. Продолжается изъятие земель под несельскохозяйственные нужды. Резко ухудшилось состояние естественных кормовых угодий.

Ежегодно более 10 млн. кубометров загрязненных сточных вод сбрасывается в поверхностные водоемы, большинство из которых являются источником хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Гордость республики-неповторимые по своей природной значимости природные комплексы- высокогорные озера Иссык-Куль, Сон-Куль и Чатыр – Куль на грани экологического бедствия.

Арчовые, еловые и пойменные леса республики играющие огромную водоохранную и почвозашитную роль-стремительно деградируют, что приводит к нарастанию природных катастроф-селей, оползней наводнений, смыву плодородных почв. Ущерб республике исчисляется сотнями миллионов сомов.

В критическом состоянии находятся уникальные,единственные на планете орехово-плодовые леса юга Кыргызстана.

В результате нерационального использования животного и растительного мира значительно сократились их ресурсы, на грани исчезновения находятся более 50 видов животного мира и 65 видов растительного.

Атмосферный воздух городов Бишкек, Ош и других промышленных центров оставляют желать лучшего.

 В результате сложившейся негативной экологической обстановки детская смертность в республике в 1,5 раза выше, чем в странах СНГ, возросли материнская смертность, количество сердечно - сосудистых  заболеваний, злокачественных новообразований, отравлений органов дыхания и др.

Практически отсутствует научная обеспечение охраны природы и рационального природопользования.

Также на такое положение сказалось в последние десятилетия и частое сменяемость руководителей и как показала практика, многие из них оказались некомпетентными и без должного опыта работы руководителями.

Совет ветеранов охраны природы и лесного хозяйства республики понимая и поддерживая неотложность срочных мер по подъему экономики и социально-политическому преобразованию республики, в тоже время серьезно обеспокоены экологической ситуацией сложившейся в Кыргызстане.

Сегодня, как никогда, ясно: любое решение экономических, политических,социальных проблем без действенного подкрепления их вопросами охраны природы и рационального использования природных ресурсов обречены в конечном итоге на провал и дальнейшее ухудшение социально – медицинского и материального положения народа.

Мы, учтивая изложенное выше считаем, что наступило время о вторичном (после 1988 года) коренной перестройке всего дела охраны природы в Кыргызской Республике и необходимости принятия неотложных кардинальных мер по оздоровлению экологической обстановки и образовать единое специализированное природоохранное ведомство – ГосударственныйКомитет по охране природы и лесного хозяйства Кыргызской Республики".

Смотрите также: В Бишкеке с профессиональным праздником поздравили социальных работников

Бишкек экология ветераны
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии