• Главная
  • О новых изменениях в избирательное законодательство КР
14:19, 18 июня 2019 г.

О новых изменениях в избирательное законодательство КР

О новых изменениях в избирательное законодательство КР

Представители гражданского общества, члены Рабочей группы по совершенствованию выборного законодательства КР приветствуют инициативу депутатов ЖК КР об обязательной квоте для женщин в 30 % в местных кенешах.

Об этом сегодня, 18 июня,  на круглом столе для журналистов сказала директор ОФ «Гражданская платформа» Айнура Усупбекова.

В работе круглого стола в качестве спикеров также приняли участие: Канышай Мамытова – эксперт ОФ «Гражданская платформа» по избирательному праву; Перизат Суранова – представитель политической партии «Замандаш»; Зульфия Кочорбаева – исполнительный директор «Агентство социальных технологий».

Круглый стол прошел при технической поддержке ПРООН в КР и Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке.

В Жогорку Кенеш уже неоднократно  поднимался вопрос о необходимости введения обязательной квоты для женщин в местных кенешах. В настоящее время во втором чтении  одобрена норма о резервировании не менее 30% мандатов для женщин в айылном кенеше.

Согласно этой инициативе, мандаты будут распределяться между женщинами, которые баллотируются в местный кенеш – не менее 30%. Удостоверение депутата получат те женщины-кандидаты, которые наберут наибольшее количество голосов избирателей.

Напомним, изменения в избирательное законодательство вносятся согласно Стратегии совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020 годы. Стратегия была одобрена 13 августа 2018 г. на VII заседании Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики.

В части совершенствования избирательного законодательства депутаты ЖК инициировали следующие изменения в проекты законов:

— «О внесении изменений в конституционные Законы Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О референдуме Кыргызской Республики»;

— «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»;

—  «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики»;

— «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Законы Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», «О статусе депутатов местных кенешей», «О статусе столицы», «О статусе города Ош»)».

Концепция законопроектов включает в себя следующие ключевые направления :

  1. Повышение инклюзивности выборного процесса;
  2. Улучшение условий реализация пассивного избирательного права;
  3. Расширение прав и возможностей общественных  наблюдателей;
  4. Улучшение процедур нформирования избирателей и предвыборной агитации;
  5. Обеспечение прозрачности финансирования избирательной кампании в выборах местных кенешей;
  6. Повышение эффективности борьбы с административным ресурсом как одним из основных факторов влияния на волеизъявление избирателей;
  7. Установление “единых дней голосования” на выборах депутатов местных кенешей весной и осенью (во второе воскресенье апреля и второе воскресенье октября).
  8. Обеспечение гендерного равенства.

Подробнее:

Повышение инклюзивности выборного процесса путем вовлечения граждан в выборный процесс, которое достигается двумя путями:

1) Улучшение общих условий инклюзивности граждан в выборный процесс (увеличение сроков ознакомления со списками избирателей, совершенствование условий включения избирателей в списки. В том числе и  возможность подачи электронного заявления).

2) Создание особых условий по отдельным категориям избирателей (ЛОВЗ,

       мигранты и другие отдельные категорий граждан).

  • Предусматриваются требования к информационным материалам, стендам, агитационным материалам, адаптированным для ЛОВЗ: в аудио-видео формате (на цифровых носителях), сурдоперевод, субтитрирование, шрифтом Брайля и т.д.(статья 22);
  • Вводятся требования о публикации кандидатом, политической партией агитационных материалов, адаптированных для ЛОВЗ в размере не менее 1 процента от общего тиража агитационных материалов (статья 27).

 Реализация пассивного избирательного права

В целях повышения качества избираемых органов предлагается:

  • Ввести требование к кандидатам в депутаты местных кенешей о наличии образования не ниже среднего общего образования (статья 3);
  • Предоставление кандидатами сведений о судимости, дача согласия на сбор и обработку персональных данных, предоставление сведений о счетах, имуществе и вкладах в банках. Указанные нормы приняты в законодательстве о местных кенешах. Мы ожидаем, что аналогичные изменения и дополнения будут внесены в конституционный закон о выборах Президента и депутатов ЖК КР.

Общественные наблюдатели

В целях обеспечения прозрачности работы избирательных комиссий и унификации выборного законодательства законопроектом предлагается расширение прав и возможностей  общественных наблюдателей, направляемого некоммерческой организацией, для наблюдения за выборами. Так в целях облегчения процедур упраздняется понятие «аккредитация общественных наблюдателей», общественные наблюдатели регистрируются избирательными комиссиями. При этом снято ограничение о том, что некоммерческая организация вправе направлять на один участок только одного общественного наблюдателя. Согласно принятым изменениям некоммерческая организация вправе направлять до 3 наблюдателей на участок, при этом одновременно на участке должен находится один наблюдатель. Общественным наблюдателям также предоставлено право свободного передвижения на избирательных участках, в которых он зарегистрирован, а также предоставлено право лично осуществлять фото, видеосъемку избирательного процесса, не нарушая тайны голосования и не мешая ходу процесса.

Информирование избирателей и предвыборная агитация

Для обеспечения осознанного выбора избирателей, повышения уровня правовой культуры и информированности участников избирательного процесса, законопроектом предлагается:

  • Дополнить перечень информационных материалов, подлежащих публикации ТИК/ЦИК дополнительной информацией о выдвинутых, зарегистрированных кандидатах и их программах, о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и политической партии, финансовых отчетах кандидатов и политических партий (статьи 22, 42);
  • Ввести норму об обязательной публикации предвыборной программы не позднее чем за 10 дней до дня регистрации с последующим предоставлением копии публикации;
  • ТИК (статья 22);
  • Предлагается установить личное участие кандидатов и кандидатов из зарегистрированного списка на совместных агитационных мероприятиях;
  • Запрет на участие представителей и группы поддержки зарегистрированного кандидата, на совместных агитационных мероприятиях (статья 24);
  • Требования к СМИ – информировать о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов политических партий, сообщений о проведении предвыборных мероприятий;
  • Обязанность СМИ вести отдельный учет объема и стоимости предоставленного зарегистрированным кандидатам эфирного времени, печатной площади и предоставление этих сведений в ТИК каждые 10 дней (статья 24);
  • Положение об обязанности СМИ публикации опровержения или разъяснения в защиту чести, достоинства и репутации зарегистрированного кандидата или политической партии на бесплатной основе (статья 28);
  • Установить запрет на использование эфирного времени, печатных площадей в целях: распространения призывов голосовать против кандидатов или способствующихсозданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии (статья 28).

Повышение эффективности борьбы с административным ресурсом как одним из основных факторов влияния на волеизъявление избирателей

Законопроектом предлагается ввести специальную статью «Недопустимость злоупотребления административным ресурсом», которая включает неправомерное использование человеческих, финансовых, материальных, медийных, институциональных ресурсов, которые имеют признаки политической или других форм поддержки кандидатов или политической партии (статья 17¹).

Ответственность за злоупотребление административным ресурсом будет предусмотрена в пакете законопроектов об ответственности в Кодексе КР о проступках.

Другие изменения

Законопроектом предлагается установление «единых дней голосования» на выборах депутатов местных кенешей весной и осенью (во второе воскресеньеапреля и второе воскресенье октября).

Помимо этого, были внесены изменения и дополнения в Закон «О местном самоуправлении» в соответствии с которыми предусматривается досрочное прекращение полномочий депутатов местных кенешей в случае неявки более 4 раз подряд на сессии местного кенеша, установление требований о знании государственного языка к кандидатам на должности мэров г. Бишкек, г. Ош, глав айыл окмоту.

Напомним, что инициаторы законопроекта депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  А. Эргешов, Н. Алимбеков, А.И. Кулбараков, У.Т. Кыдыралиев, У.О. Самаев, У.Б. Примов, А.С. Токторов, Т.И. Икрамов, Т.Т. Мамытов, Т.У. Жоробеков, Д.Г. Торокулов, А.М. Нурбаев, А.Ж. Исмаилова, Б.К.Райымкулов, А.Т. Алтыбаева, К.Ж. Рыспаев, Т.Г. Тиллаев, Б.С.Турусбеков, А.К. Касымалиева, И.Ш. Омуркулов, А.Б. Баатырбеков, М.Э. Мавлянова, А.А. Алтынбеков, О.М. Бакиров, Ж.К. Турускулов. Информацию о законопроектах представила депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Аида Касымалиева.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии

Объявления
live comments feed...